Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.
Как никогда раньше, появилось много научных открытий, были созданы гимназии, академии, институты.
Крупнейшим русским ученым того времени был М.Ломоносов, его можно назвать первым русским специалистом в области физики, химии, минералогии и др. Им была создана первая химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления художественной смальты из стекла, из неё он собрал несколько картин. Он также был реформатором русского языка, талантливым поэтом своего времени.
Развитием культуры и науки была озабочена также Екатерина 2, под её патронажем создавались мужские и женские училища, для того, чтобы "воспитать новую породу людей". При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями - для благородных девиц и для мещанок. Так было положено начало женскому образованию. В 1786 г. был принят указ об училищах - в губернских городах создавались главные училища, а в уездных - малые. Хотя эта идея в общем не удалась, т.к. правительство не отпускало денег на содержание училищ, а родители туда не хотели отдавать своих детей.
К середине царствования Екатерины 2, русские профессоры по математике, физике, химии повсюду заменяли иностранных. Достигла своего расцвета и биологическая наука, граф А.Г. Разумовский создал в своем имении ботанический сад и пригласил туда исследователей. Пределы российской империи стали изучаться географами, происходило "генеральное межевание" России, появились учебники по географии, географические словари. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились гидрографические работы на Черном и Азовском морях. Путешествование приобретало популярность, некоторые побывали в Средней Азии, Индии (Ефремов прошел через Туркестан, Афганистан и Тибет, по возвращению его захватили кочевники, но он сбежал из плена и написал историю своих приключений). Развивались технические науки, своими работами в этих областях прославились Кулибин, Ползунов, Зарубин и др. Происходила реорганизация производства. В искусстве появились направления, как барокко, классицизм, сентиментализм и просветительский реализм.
Ведущее место в формировании просветительской идеологии 18 века занимают Н.И.Новиков и А.Н. Радищев, непомерно возросло количество издаваемых журналов и другой периодики.