1. Сельское хозяйство
После освобождения крестьян в 1861 г. в экономике России все большую роль начинает играть наемный труд. Росло число пролетариев — людей, лишенных средств производства. В основном это были обедневшие крестьяне. Их эксплуатировали капиталисты-предприниматели, сосредотачивавшие в своих руках капиталы. Все это говорило о том, что Россия вступает в эпоху капитализма.
Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Здесь сохранилось немало крепостнических пережитков. По причине малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать часть земель у помещиков, но платили не деньгами — их у крестьян было немного — а обрабатывали господские земли своим инвентарем. Подобная форма отношений — отработки — во многом повторяла барщину. Иногда крестьяне отдавали помещику половину (испольщина) или иную долю своего урожая (издольщина), что напоминало крепостнический оброк.
2. Промышленность и торговля
Освобождение крестьян вело к формированию пролетариата — людей, лишенных средств производства, и сосредоточению капиталов в руках капиталистов-предпринимателей. Более емким стал внутренний рынок, расширялись связи с внешним рынком. Все это стимулировало развитие промышленности.
Ведущую роль в России играла легкая промышленность (особенно — текстильная и пищевая). К началу 1880-х гг. в России завершился промышленный переворот, т.е. переход к машинному производству. На очередь встала следующая задача — индустриализация (усиленное развитие тяжелой промышленности, превращение ее в основную отрасль народного хозяйства).
С конца 1880-х гг. в России начался бурный промышленный подъем. За 1886-1896 гг. выплавка чугуна в стране утроилась (США сделали подобный шаг за 23 года, Германия — за 12 лет). По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первое место в мире.
Одной из причин промышленного подъема послужило железнодорожное строительство, широко развернувшееся с 1860-х гг. Железные дороги, связывая разные регионы, способствовали развитию торговли и подвижности населения, сами предъявляя спрос на металл, лес, нефть и уголь. Если к 1860-м гг., в России было 1,5 тыс. км железных дорог, то к началу XX в. — более 50 тыс. км. Целый ряд дорог был построен в Европейской России, проложены Закавказская и Закаспийская железные дороги, начато строительство Транссибирской магистрали.
3. Социальный строй
К концу XIX в. Россия была самой большой по территории и населению страной мира. В 1897 г. в ней насчитывалось 126 млн. чел.., что равнялось населению Франции, Германии, Англии, вместе взятых, и в 1,7 раза превышало население США.
В 1897 г. 71 % населения России принадлежал к сословию крестьян, 11 % — мещан, по 0,5% — купцов и духовенства, 1,5% — к сословию дворян. Однако сословное деление во многом уже не отражало социальной структуры общества.
Крестьяне, которые не могли прокормиться со своего надела, составляли массу пролетариев и полупролетариев. Продолжалось формирование кадрового промышленного пролетариата — людей, которые проживали со своими семьями в промышленных городах и потомственно работали на фабриках и заводах. К 1897 г. промышленный пролетариат насчитывал 5,1 млн. чел. Вместе с тем многие русские рабочие не порывали связей с землей, с сельским хозяйством.
Разбогатевшие крестьяне формировали слой сельской буржуазии.